Зачем нужна математика? Может ее вообще отменить в школе?

Зачем нужна математика? Может ее вообще отменить в школе?

В последнее время меня сильно печалит мнение складывающееся о математике... Введение единого экзамена по математике должно было уравнять всех учеников при поступлении в вузы. Однако на деле с каждым годом единый государственный экзамен становиться все проще, а студенты в вузах знают математику все хуже. Более того сегодня бытует мнение (даже среди некоторых известных политиков), что математика - бесполезная наука. Мое субъективное мнение сильно отличается от указанной точки зрения.

Всем известен наш соотечественник Михаил Васильевич Ломоносов, которому принадлежит крылатое выражение: "Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит". Но со времен Ломоносова пробло уже болше двух столетий, может быть, математику утратила свое значение? Посмотрим на примеры из нашего времени.

Великая Америка... Рональдом Рейганом в последний год его правления был представлен доклад "Нация в опасности". Кричащее название. Вот небольшая выдержка из этого документа: "......Кичась своей демократичностью. Америка позволила старшеклассникам называть, по своему выбору, три главных, с их точки зрения, учебных предмета, по которым они хотели бы быть аттестованными. Разумеется, лишь 10-12% молодых людей пожелали видеть среди этих трех предметов математику. И результат не замедлил сказаться: за десятилетие с лишним эта демократичность привела к тому, что молодые юристы стали хуже логически мыслить, молодые врачи стали лечить хуже, чем их более зрелые коллеги в бытность их в том же возрасте, вновь испеченные экономисты стали хуже понимать законы рынка...". Рейганом была поставлена задача наискорейшими темпами выбраться из этой интеллектуальной яму и добиться, чтобы американская молодежь лучше всех знала математику.

Что касается России, то некоторые наши руководители в области образования чуть не увели нашу страну в ту же яму. Возможно это была попутка завоевать популярность среди родителей.

Г. Штейнгауз, популяризатор и польский математик, по сути выдвинул туже мысль в виде шуливого принципа: "Математик зто сделает лучше", добавив, что его принцип универсален. Конечно он не имел в виду, что набор врачей, юристов и экономистов следует набирать среди математиков. Он имел в виду, что человек любой специальности, владеющий математическим стилем и методами мышления, будет работать в своей области более эффективно.

Конечно, некоторыми учеными (чаще всего физиками) пропагандируется мнение о том, что математика - это "лишь формалистическая одежда к важнейшим естественно-научным открытиям", а сами открытия не нуждаются в этой скучной и бесполезной с этой точки зрения науке.

Однако так ли думают все физики? Эйнштейном (создатель теории относительности) основная идея о пространственно-временном интервале была позаимствована у крупнейшего математика А. Пуанкаре. Кроме того, при создании своей теории Эйнштейн испольовал идеи и понятия математика Грассмана, чтобы облечь свои идеи по специальной теории относительности в точную форму. Что же касается общей теории относительности, то и здесь огромное значение имеют исследования выдающегося математика Давида Гильберта, который также внес большой вклад в создание этой теории.

Математический стиль мышления нужен всем, а в естественных науках (в том числе физике) также нужны фундаментальные математические результаты и теории.

Есть еще одно мнение. Часто люди далекие от математики думают, что математике - скучная, сухая, неинтересная наука (но, может быть, и полезная). Такие люди думают, что в математике все уже давно открыто и нового уже придумать нельзя. Те же "дважды два = четыре", те же кважратные уравнения, та же теорема Пифагора, а математик - это тот кто хорошо умеет считать. А так как теперь есть быстрые компьютеры, то сама профессия математика скоро будет совсем не нужной...

Такого рода мнения ошибочны в корне. Да почти каждый математик быстрее чем продавец на калькуляторе может сосчитать итоговую сумму, или получив чек с нечетной суммой при покуке двух одинаковых предметов уличить продавца в обмане:) Да компьютеры гораздо эффективнее справляются с утомительными и скучными вычислениями. Но польза математики совсем не в вычислениях, а в идеях и приложениях. Например, алгоритм по которому считает компьютер должен задать человек.

В математике не появляется ни чего нового - чушь! В настоящее время математика переживает бурный рост. Школьниками изучается алгебра, геометрия, начала математического анализа. Инженер может добавить к этому еще несколько разделов так называемой высшей математики: интегральное исчисление, теорию дифференциальных уравнений, теорию вероятностей, математическую статистику... Однако современная же математика включает десятки новых направлений и областей, превосходящих по объему и идейному богатству названные разделы. И многие новые разделы появились в последние несколько десятилетий. Существует огромное множество отечественных и заруюежных журналов ежегодно публикующих десятки тысяч работ по математике и в каждой работе небольшое продвижение вперед.

В этой заметке я привел только мнения и факты. И, как мне кается, моя точка зрения на вопрос, поставленный в начале статьи, очевидна. Изучайте математику!

Нет комментариев.
Добавить комментарий
Вам необходимо включить показ изображений в браузере для того чтобы увидеть код

Дайте нам знать, что вы - живой человек. Для нас это важно!
Кликните, если плохо видно

Прежде чем высказать свое мнение, прочитайте пожалуйста: правила

Рейтинг@Mail.ru